Сегодня украинское общество упорно и, возможно, несколько хаотично ищет пути дальнейшего развития. На фоне потрясений Евромайдана, потери Крыма и последующей войны на Востоке Украины все чаще звучат радикальные призывы от «все отнять и поделить» до «полной люстрации власти».
В интернете довольно популярен рассказ некоего физика-ядерщика Александра Харченко, который якобы побывал в будущем Украины – а именно в 2028 году. Мы не будем спорить о правдивости или нет этого события, а остановимся на одном ее аспекте. Физик-визионер утверждает, что в то время нашим государством будет руководить австралиец Кареш Пуман Арайян. Правительство Украина будет подбирать себе по всему миру через рекрутинговые агентства, заключая контракт с четкими обязательствами. В правительстве на тот момент останется только один украинец – министр обороны, который параллельно будет заниматься и наукой.
Еще полгода назад такие футурологические прогнозы вызвали бы скептическую улыбку, однако сейчас им доверия значительно больше, поскольку в нынешнем украинском Кабмине уже работает трое иностранцев – американка, грузин и литовец; несколько иностранцев также являются заместителями министров или других чиновников высокого ранга.
Таким образом, украинское общество постепенно приходит к мысли, что для управления страной нужно набирать менеджеров не из родного села (двора, колхоза, Енакиево и т.д.), а из любого государства мира, лишь бы только профессиональные и моральные качества кандидата соответствовали занимаемой им должности. Конечно, глядя вокруг, не стоит, с одной стороны, забывать и об украинских потенциальных кандидатах, как говорят, нет пророка в своем отечестве но и – надо обучать и воспитывать свои кадры.
В середине октября 2014 г. Украину посетил профессор Кйонсанского национального университета (Южная Корея) Джинван Парк с циклом лекций, семинаров и практических занятий, популяризирующих методику Р4С («Философия для детей»). Эта программа, по мнению корейского профессора, на сегодняшний день является одним из лучших образовательных проектов, готовящих детей к жизни в условиях глобализированного мира, в первую очередь – благодаря развитию у ребенка критического мышления.
В одной из лекций профессор Джинван Парк рассказал, что 50 лет назад и экономика, и политическая ситуация в Южной Корее были хуже, чем сегодня в Украине. Однако корейцы сделали ставку на образование и достигли выдающихся результатов во всех сферах общественной жизни. «История Кореи – это история корейских учителей, – подчеркнул Джинван Парк. – В Корее учитель – это самая популярная профессия. Учителем у нас стать очень трудно, ибо это и высокая оплата, и уважение».
К большому сожалению, ничего подобного сказать об Украине сегодня нельзя. Учителя у нас – традиционно бедная и отвергнутая государством часть общества, и это тенденция всех лет независимости. По словам заведующей сектором взаимодействия с общественностью и СМИ, доцента Государственной инспекции учебных заведений Украины Елены Гаращук, сегодня уровень оплаты труда украинских педагогов очень низкий, и составляет 79% от среднего показателя экономики и 67% от заработной платы промышленного работника. Основные средства образовательной сферы не обновлялись более 20 лет, и поэтому степень их износа составляет 62,5%. «Впрочем, самая острая проблема образования – это финансовое обеспечение. Закон Украины «Об образовании» в части финансового обеспечения за 23 года независимости страны не был выполнен ни разу», – подчеркнула Елена Гаращук.
При такой ситуации, едва ли не единственной положительной тенденцией в образовательной сфере последних лет является внедрение образовательных проектов, поддерживаемых фондами известных людей. Так, уже упомянутый визит корейского профессора Джинван Парка профинансировал Швейцарский фонд «Сокращение рисков» (Risk Reduction Foundation). Президент фонда Владимир Костерин считает, что государство должно сделать обучение наиболее современным и эффективным использованием времени молодежи, способным подготовить молодое поколение к вызовам современности. «Если мы хотим превратить Украину в государство с высокими стандартами качества жизни, конкурентоспособное и инновационное, то образование и наука должны быть приоритетами государственной политики, а ознакомление с международным опытом позволит внедрять самые прогрессивные подходы к обучению», – отметил Владимир Костерин.
Фонд «Сокращение рисков» несколько последних лет поддерживает международные образовательные проекты и конкурсы с участием украинских студентов. В частности, в апреле 2012 г. состоялось участие студентов Киево-Могилянской Академии в международном правовом конкурсе им. Бена Телдерса, который на сегодняшний день считается самым престижным конкурсом по международному публичному праву в Европе. Потом состоялась образовательно-экскурсионная поездка украинских студентов в Швейцарскую Конфедерацию. Студенты разных высших учебных заведений Украины побывали в главных офисах ведущих международных организаций: Организации Объединенных Наций (UN), Всемирной организации торговли (WTO), Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), Международном институте менеджмента в Лозанне (IMD). А в апреле 2014 г. студенты-юристы Института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко посетили Вашингтон, США, где приняли участие в международных раутах Конкурса по международному праву им. Филиппа Джессопа.
Так де в конце 2012 года стартовала и ежегодно набирает обороты долгосрочная программа Благотворительного фонда Богдана Гаврилишина «Молодежь изменит Украину». Инициатор и идейный вдохновитель программы ученый с мировым именем Богдан Гаврилишин убежден, что потенциал Украины является чрезвычайно большим благодаря человеческому капиталу и природным богатствам. Но для того, чтобы страна максимально использовала этот потенциал, нужна трансформация всех органов власти, экономической и социальной систем, политики в отношении окружающей среды (биосферы).
Основная цель Программы «Молодежь изменит Украину» – создание критической массы молодых людей, являющихся движущей силой изменений и способных осуществить трансформацию Украины. Богдан Гаврилишин считает, что опыт шести наиболее эффективных, «здоровых» европейских стран – Австрии, Германии, Норвегии, Швейцарии, Швеции и Польши поможет молодежи построить новое качественное государство – Украину.
«Эти страны соответствуют четырем главным критериям справедливого общества: полная политическая свобода (прозрачность и открытость власти); определенный уровень экономического благосостояния для всего населения; социальная справедливость, особенно в сферах образования, здравоохранения, безработицы, пенсионного обеспечения; симбиотическое сосуществование с биосферой», – отметил Богдан Гаврилишин.
«И когда критическая масса молодых людей с новым способом мышления пойдет на выборы в Верховную Раду – тогда начнется настоящая трансформация общества», – считает Богдан Гаврилишин.
В этом контексте стоит вспомнить и о стипендиальной программе «Завтра.UA» – первой в Украине общенациональной программе поддержки талантливой молодежи, которая осуществляется за счет частных средств и является частью проектов Фонда Виктора Пинчука в области образования и науки.
Эта программа направлена на то, отмечают в Фонде, чтобы талантливая молодежь нашла достойное своего интеллектуального и профессионального уровня место в разных сферах науки, экономики и общественной жизни страны и стала движущей силой прогрессивных изменений в Украине.
Стипендиаты «Завтра.UA» получают от Фонда Виктора Пинчука ежемесячную финансовую поддержку в течение года и привлекаются к участию в социальных проектах Фонда. Фонд также оказывает разностороннюю поддержку индивидуальных инициатив стипендиатов, имеющих творческий, научно-исследовательский и социально-экономический характер.
Также стипендиаты посещают ежегодный Молодежный форум «Завтра.UA», который проходит в Киеве, участвуют в Ялтинских ежегодных встречах YES, посещают публичные лекции. За 7 лет существования программы «Завтра.UA» ее стипендиатами стали более 2000 студентов. На сегодняшний день программа охватила вузы со всех регионов Украины, а 84 заведения стали ее официальными партнерами.
Существуют и другие образовательные инициативы на уровне гражданского общества, однако этого недостаточно, нужна более активная и ответственная позиция государства в этом направлении. Ведь от того, насколько прогрессивной будет система образования и сколько будет вложено инвестиций, зависит, сколько получит страна поступлений через 5-10-20 и т.д. лет, какие мозги будут управлять страной, такое и качество жизни будет в Украине.
Орест Лесюк. Сайт Контракты.UA